Средства реализации Программы.
Средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов.
- демонстрационные (применяемые взрослым);
- раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия);
- аудийные (для слухового восприятия);
- аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
- естественные (натуральные);
- искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие);
- виртуальные (не существующие, но возможные).
Средства, направленные на развитие разнообразной деятельности детей:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);
- музыкально — художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Педагогами ЧДОУ применяются не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Они носят не просто рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются используемые в рамках данной Программы материалы, образовательное оборудование, мебель и т.п., специфические для каждой возрастной группы.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда в ЧДОУ является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды в соответствии с возрастными возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства — возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе отменяющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом использования) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды — наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды — доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды — соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Предметно-развивающую среду целесообразно организовать в виде хорошо разграниченных зон (уголки, центры и т.д.), оснащенных достаточным количеством игровых и развивающих материалов. Данная организация пространства дает возможность детям выбирать вид деятельности, а педагогам эффективно организовать педагогический процесс. Наполняемость зон меняется в соответствии с примерным проектно -тематическим планированием. Один из центральных приемов по организации образовательной среды, используемых в нашем ЧДОУ – это разделение пространства в помещении группы.
Помещение группы разделено на центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. В группах оборудованы:
- «Центр для сюжетно-ролевых игр»;
- «Центр строительства и конструирования»;
- «Центр книги»;
- «Центр театральной игры и музыки»;
- «Центр науки»;
- «Центр математики»;
- «Центр настольных игр»;
- «Центр творчества»;
- «Центр воды и песка»;
- «Центр грамотности и письма»
- «Центр сенсорики»;
- «Уголок уединения»
- «Место для группового сбора».
Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, открытые пластмассовые коробки, корзины, банки, которые располагаются на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда ЧДОУ стимулирует детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно и легко трансформируемо. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование имеют и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
Среда ЧДОУ насыщена, предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, педагог предлагает им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда обеспечивает наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.
Среда ЧДОУ стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики на прогулке. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) трансформируемо (меняться в зависимости от игры и имеет достаточно места для двигательной активности).
Материально-техническое обеспечение.
Учреждение обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и задачи.
Учреждение создает материально-технические условия, обеспечивающие:
- возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
- выполнение Учреждением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- выполнение правил пожарной безопасности;
- охрану здоровья воспитанников и охрану труда работников Учреждения.
Учреждение имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
- комплект учебно-практических пособий Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
- помещения для образовательной и совместной деятельности, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
- оснащение развивающей предметно — пространственной среды, включающей средства образования и воспитания, подобранное в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
- мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
Учреждение самостоятельно осуществляет подбор разновидностей необходимых средств обучения и воспитания, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации Программы.
Учреждение использует обновляемые образовательные ресурсы, в т. ч. расходные материалы, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно — телекоммуникационной сети Интернет.
В учреждении имеются оборудованные помещения, деятельность в которых позволяет полноценно реализовывать задачи ООП. и Программы воспитания.
3 групповых помещения, состоящие из:
- приемной;
- игровой комнаты;
- гигиенической комнаты;
- спального помещения.
В группах имеется все необходимое оборудование, атрибуты, материалы, игры, канцелярия, художественная литература и др. для реализации задач ООП и Программы воспитания.
Гр. № 1 «Карамельки».
Стол прямоугольный регулируемый;
Стулья регулируемые;
Шкаф для хранения канцелярии, методической литературы;
Полки для организации центров активности;
Игровой домик «Виг-Вам»;
Набор мягких модулей;
Мягкий бассейн с шариками;
Портативная акустическая система;
Уголок ряжения «Мальвина»;
Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр;
Коляски, куклы, кроватки для кукол;
Каталки, машины – каталки;
Различные виды конструкторов;
Лесенка «Монтессори»;
Музыкальные инструменты и игрушки;
Магнитно-маркерный мольберт;
Доска для рисования мелом;
Художественная литература для детей.
Спальня:
Кровати 3-х ярусные выкатные.
Приемная:
Кабинки индивидуальные;
Информационный стенд.
Гр. № 2 «Карапуз».
Стол прямоугольный регулируемый;
Стулья регулируемые;
Шкаф для хранения канцелярии, методической литературы;
Полки и шкафы для организации центров активности;
Стенка для игрушек двухсторонняя;
Игровой домик
Кухня «Машенька»
Набор мягких модулей;
Портативная акустическая система
Уголок ряжения «Мальвина»
Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр;
Коляски, куклы, кроватки для кукол;
Различные виды конструкторов;
Магнитно-маркерный мольберт;
Доска для рисования мелом;
Художественная литература для детей;
Музыкальные инструменты и игрушки;
Куклы различных видов театра.
Спальня:
Кровати 3-х ярусные выкатные;
Рабочий стол воспитателя.
Приемная:
Кабинки индивидуальные;
Информационный стенд.
Гр. № 3 «Катерок».
Стол прямоугольный регулируемый;
Стулья регулируемые;
Шкаф для хранения канцелярии, методической литературы;
Полки и шкафы для организации центров активности;
Портативная акустическая система;
Подушки для проведения утреннего и вечернего кругов;
Балдахин для уголка уединения;
Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр;
Коляски, куклы, кроватки для кукол;
Различные виды конструкторов;
Лего;
Мольберты;
Магнитно – маркерная доска, мольберт;
Доска для рисования мелом;
Художественная и научная литература для детей;
Куклы различных видов театра;
Ширма театральная;
Детская игровая мебель.
Спальня:
Кровати 3-х ярусные выкатные;
Рабочий стол воспитателя.
Приемная:
Кабинки индивидуальные;
Информационный стенд.
Музыкально-спортивный зал.
— баян «Этюд»
— театральная ширма;
— электронное фортепиано;
— ноутбук;
— музыкальные колонки;
— микшерный пульт;
— микрофоны;
— портативная акустическая система;
— мультимедийная установка;
— детские музыкальные инструменты;
— принтер черно-белый, цветной;
— спортивное оборудование (мячи, гимнастические палки, степы-8шт, скакалки, канат, скамейки, дуги);
— массажные коврики;
— кегли средние и маленькие;
— стулья;
— сухой бассейн;
— мягкие модули;
— авторские театральные куклы различных видов театра (настольные, марионетки, штоковые, говорунчики, большие напольные, платковые куклы, перчаточные, пальчиковые);
— массажные коврики, дорожки, полусферы;
— ленточки;
— подборка дидактических игр;
— альбомы для рассматривания «Виды спорта»;
— мячи большие, малые, средние;
— шведская стенка;
— скамейки гимнастические;
— маты;
— кегли средние и маленькие, мини-боулинг;
— дартсы для метания с разноуровневыми заданиями (мячики, колечки);
— дуги и тонели для пролезания и лазания;
— обручи;
— толстая верёвка и канат;
— флажки;
— кольцеброс;
— скакалки;
— детская баскетбольная корзин;
— футбольные ворота;
— борды, балансиры и сопутствующее оборудование.
Кабинет учителя — логопеда.
— стол;
— стулья;
— стеллажи;
— зеркало настенное;
— настенная касса букв;
— наглядный материал, используемый при обследовании речи детей;
— наглядный материал по развитию речи;
— индивидуальные зеркала;
— учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;
— речевые игры;
— методическая литература;
— компьютер.
Территория для прогулок с детьми.
2 игровые площадки: для детей раннего возраста (1-3 года), для дошкольных групп (3-7 лет), установлены МАФ в соответствии с возрастом воспитанников.
Детский автогородок на территории детского сада (для проведения практических занятий по изучению правил дорожного движения с воспитанниками ЧДОУ и приобретения ими навыков безопасного поведения на улицах и дорогах).
Вспомогательные помещения.
Методический кабинет
— стол;
— шкаф для методической литературы и дидактического материала;
— компьютер;
— принтер черно-белый, цветной;
— ламинатор;
— брошюратор.
Библиотека методического кабинета пополняется новой литературой, в соответствии с программными требованиями. Для каждой возрастной группы имеются все необходимые художественные произведения. В ЧДОУ имеются наглядные и методические пособия для организации образовательного процесса.
В учебно-методический комплект Программы входят:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»;
- примерное проектно — тематическое планирование;
- пособия по управлению и организации работы в дошкольной организации;
- пособия по работе специалистов: педагога-психолога, учителя – логопеда, инструктора по ФК, музыкального руководителя;
- методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка;
- наглядно-дидактические пособия; комплекты обучающих карточек;
- рабочие тетради;
- комплекты для творчества;
- электронные образовательные ресурсы.
Костюмерная: костюмы, маски, ростовые куклы, атрибуты, декорации, шторы и др. для организации культурно-массовых и спортивных мероприятий ЧДОУ.