Сведения о средствах обучения и воспитания

Средства реализации Программы.

Средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов.

  • демонстрационные (применяемые взрослым);
  • раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия);
  • аудийные (для слухового восприятия);
  • аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
  • естественные (натуральные);
  • искусственные (созданные человеком);
  • реальные (существующие);
  • виртуальные (не существующие, но возможные).

Средства, направленные на развитие разнообразной деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);
  • музыкально — художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Педагогами ЧДОУ применяются не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Они носят не просто рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.

 

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются используемые в рамках данной Программы материалы, образовательное оборудование, мебель и т.п., специфические для каждой возрастной группы.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда в ЧДОУ является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды в соответствии с возрастными возможностям детей и содержанию Программы.

2) Трансформируемость пространства — возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе отменяющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом использования) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды — наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды — доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды — соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Предметно-развивающую среду целесообразно организовать в виде хорошо разграниченных зон (уголки, центры и т.д.), оснащенных достаточным количеством игровых и развивающих материалов. Данная организация пространства дает возможность детям выбирать вид деятельности, а педагогам эффективно организовать педагогический процесс. Наполняемость зон меняется в соответствии с примерным проектно -тематическим планированием. Один из центральных приемов по организации образовательной среды, используемых в нашем ЧДОУ – это разделение пространства в помещении группы.

Помещение группы разделено на центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. В группах оборудованы:

  • «Центр для сюжетно-ролевых игр»;
  • «Центр строительства и конструирования»;
  • «Центр книги»;
  • «Центр театральной игры и музыки»;
  • «Центр науки»;
  • «Центр математики»;
  • «Центр настольных игр»;
  • «Центр творчества»;
  • «Центр воды и песка»;
  • «Центр грамотности и письма»
  • «Центр сенсорики»;
  • «Уголок уединения»
  • «Место для группового сбора».

Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, открытые пластмассовые коробки, корзины, банки, которые располагаются на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.

 

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда ЧДОУ стимулирует детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно и легко трансформируемо. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование имеют и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Среда ЧДОУ насыщена, предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, педагог предлагает им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда обеспечивает наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда ЧДОУ стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики на прогулке. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) трансформируемо (меняться в зависимости от игры и имеет достаточно места для двигательной активности).

 

Материально-техническое обеспечение.

Учреждение обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и задачи.

Учреждение создает материально-технические условия, обеспечивающие:

  • возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
  • выполнение Учреждением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • выполнение правил пожарной безопасности;
  • охрану здоровья воспитанников и охрану труда работников Учреждения.

Учреждение имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

  1. комплект учебно-практических пособий Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
  2. помещения для образовательной и совместной деятельности, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
  3. оснащение развивающей предметно — пространственной среды, включающей средства образования и воспитания, подобранное в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
  4. мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Учреждение самостоятельно осуществляет подбор разновидностей необходимых средств обучения и воспитания, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации Программы.

Учреждение использует обновляемые образовательные ресурсы, в т. ч. расходные материалы, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно — телекоммуникационной сети Интернет.

В учреждении имеются оборудованные помещения, деятельность в которых позволяет полноценно реализовывать задачи ООП. и Программы воспитания.

3 групповых помещения, состоящие из:

  • приемной;
  • игровой комнаты;
  • гигиенической комнаты;
  • спального помещения.

В группах имеется все необходимое оборудование, атрибуты, материалы, игры, канцелярия, художественная литература и др. для реализации задач ООП и Программы воспитания.

 

Гр. № 1 «Карамельки».

Стол прямоугольный регулируемый;

Стулья регулируемые;

Шкаф для хранения канцелярии, методической литературы;

Полки для организации центров активности;

Игровой домик «Виг-Вам»;

Набор мягких модулей;

Мягкий бассейн с шариками;

Портативная акустическая система;

Уголок ряжения «Мальвина»;

Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр;

Коляски, куклы, кроватки для кукол;

Каталки, машины – каталки;

Различные виды конструкторов;

Лесенка «Монтессори»;

Музыкальные инструменты и игрушки;

Магнитно-маркерный мольберт;

Доска для рисования мелом;

Художественная литература для детей.

 

Спальня:

Кровати 3-х ярусные выкатные.

 

Приемная:

Кабинки индивидуальные;

Информационный стенд.

 

Гр. № 2 «Карапуз».

Стол прямоугольный регулируемый;

Стулья регулируемые;

Шкаф для хранения канцелярии, методической литературы;

Полки и шкафы для организации центров активности;

Стенка для игрушек двухсторонняя;

Игровой домик

Кухня «Машенька»

Набор мягких модулей;

Портативная акустическая система

Уголок ряжения «Мальвина»

Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр;

Коляски, куклы, кроватки для кукол;

Различные виды конструкторов;

Магнитно-маркерный мольберт;

Доска для рисования мелом;

Художественная литература для детей;

Музыкальные инструменты и игрушки;

Куклы различных видов театра.

 

Спальня:

Кровати 3-х ярусные выкатные;

Рабочий стол воспитателя.

 

Приемная:

Кабинки индивидуальные;

Информационный стенд.

 

Гр. № 3 «Катерок».

Стол прямоугольный регулируемый;

Стулья регулируемые;

Шкаф для хранения канцелярии, методической литературы;

Полки и шкафы для организации центров активности;

Портативная акустическая система;

Подушки для проведения утреннего и вечернего кругов;

Балдахин для уголка уединения;

Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр;

Коляски, куклы, кроватки для кукол;

Различные виды конструкторов;

Лего;

Мольберты;

Магнитно – маркерная доска, мольберт;

Доска для рисования мелом;

Художественная и научная литература для детей;

Куклы различных видов театра;

Ширма театральная;

Детская игровая мебель.

 

Спальня:

Кровати 3-х ярусные выкатные;

Рабочий стол воспитателя.

 

Приемная:

Кабинки индивидуальные;

Информационный стенд.

 

Музыкально-спортивный зал.

— баян «Этюд»

— театральная ширма;

— электронное фортепиано;

— ноутбук;

— музыкальные колонки;

— микшерный пульт;

— микрофоны;

— портативная акустическая система;

— мультимедийная установка;

— детские музыкальные инструменты;

— принтер черно-белый, цветной;

— спортивное оборудование (мячи, гимнастические палки, степы-8шт, скакалки, канат, скамейки, дуги);

— массажные коврики;

— кегли средние и маленькие;

— стулья;

— сухой бассейн;

— мягкие модули;

— авторские театральные куклы различных видов театра (настольные, марионетки, штоковые, говорунчики, большие напольные, платковые куклы, перчаточные, пальчиковые);

— массажные коврики, дорожки, полусферы;

— ленточки;

— подборка дидактических игр;

— альбомы для рассматривания «Виды спорта»;

— мячи большие, малые, средние;

— шведская стенка;

— скамейки гимнастические;

— маты;

— кегли средние и маленькие, мини-боулинг;

— дартсы для метания с разноуровневыми заданиями (мячики, колечки);

— дуги и тонели для пролезания и лазания;

— обручи;

— толстая верёвка и канат;

— флажки;

— кольцеброс;

— скакалки;

— детская баскетбольная корзин;

— футбольные ворота;

— борды, балансиры и сопутствующее оборудование.

 

Кабинет учителя — логопеда.

— стол;

— стулья;

— стеллажи;

— зеркало настенное;

— настенная касса букв;

— наглядный материал, используемый при обследовании речи детей;

— наглядный материал по развитию речи;

— индивидуальные зеркала;

— учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;

— речевые игры;

— методическая литература;

— компьютер.

 

Территория для прогулок с детьми.

2 игровые площадки: для детей раннего возраста (1-3 года), для дошкольных групп (3-7 лет), установлены МАФ в соответствии с возрастом воспитанников.

 

Детский автогородок на территории детского сада (для проведения практических занятий по изучению правил дорожного движения с воспитанниками ЧДОУ и приобретения ими навыков безопасного поведения на улицах и дорогах).

 

Вспомогательные помещения.

Методический кабинет

— стол;

— шкаф для методической литературы и дидактического материала;

— компьютер;

— принтер черно-белый, цветной;

— ламинатор;

— брошюратор.

Библиотека методического кабинета пополняется новой литературой, в соответствии с программными требованиями. Для каждой возрастной группы имеются все необходимые художественные произведения. В ЧДОУ имеются наглядные и методические пособия для организации образовательного процесса.

 

В учебно-методический комплект Программы входят:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»;
  • примерное проектно — тематическое планирование;
  • пособия по управлению и организации работы в дошкольной организации;
  • пособия по работе специалистов: педагога-психолога, учителя – логопеда, инструктора по ФК, музыкального руководителя;
  • методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка;
  • наглядно-дидактические пособия; комплекты обучающих карточек;
  • рабочие тетради;
  • комплекты для творчества;
  • электронные образовательные ресурсы.

 

Костюмерная: костюмы, маски, ростовые куклы, атрибуты, декорации, шторы и др. для организации культурно-массовых и спортивных мероприятий ЧДОУ.